Два вида идей
ДВА ВИДА ДВИЖУЩИХ ИДЕЙ: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ И БОЖИИ
(сравнительный анализ)
Все мы – дети Божии и приходим сюда для исполнения какой-то задачи. Каждым из нас руководит Бог и через нас (каждого отдельно и всех вместе) Он постепенно изменяет этот мир, а значит и Себя. И все люди поделены, как и сам этот мир, на три категории, которые не могут существовать друг без друга: на духовных людей, душевных и телесных. Все эти люди наделены тремя элементами, но довлеющим у разной категории оказывается лишь какой-то один.
Духовные приносят в мир идеи и зажигают ими остальных, душевные подхватывают эти идеи и расцвечивают их, разнообразно моделируя из них различные сферы нашего сознания и они же определяют меры и пути приложения этих идей. Телесные люди материализуют это все на практике, создавая эффект физической видимости, вещественности, ощутимости. Все, что могут первые выразить в виде абстрактных знаний, формул и законов, - последние могут реализовать для использования в своих каждодневных нуждах. Такова цепочка этой преемственности. Пример: законы математики, физики, химии. Ведь, как бы это не казалось удивительным, за почти всеми настоящими открытиями стоят духовные личности, не столько «вычислившие», сколько прозревшие свои гениальные открытия. На западе это, как минимум, Циолковский, Эйнштейн, Ньютон. Если посмотреть на Восток, то там мы найдем не менее удивительные примеры: Авиценна, Бухари, Мусса аль-Хорезми, Абу Райхан Беруни… Список всех имен занял бы не одну страницу. Закономерность одна: одухотворенный ум получает способность прозревать Неведомое и творить невероятное.
Это все были глубоко верующие люди. Но не просто прихожане церквей или мечетей. Они смогли проникнуть дальше стен, понять, главное из Евангелия, что «Бог – есть дух», а он веет, где хочет, а вовсе не в душных пределах храмов, костелов или между корками самых священных книг.
И все же даже идея имеет свой предел. Моральный и физический. И как только запас ее потенциала и прочности иссякает, материальная жизнь, построенная на базе этого, неминуемо заходит в тупик. Начинается хаос и брожение умов. Поиск нового подходящего пристанища для выросшего и расширившегося сознания. Вот тогда в мир и посылается очередной носитель какой-то Обобщающей, синтезирующей и потенциально долговременной духовной идеи. Задача такого человека вовсе не в том, чтоб перечеркнуть то, что было раньше, не в том, чтоб самоутвердиться на обломках обветшалых представлений, на нем лежит миссия возродить все попранное в совершенно новом, жизнеспособном качестве. И Бог благоволит такому Посланцу. Потому, что без этого, люди утрачивают духовный стержень, вокруг которого все только и может нарастать. Такой человек обязательно совмещает в себе аналитическую трезвость и вдохновенное парение, сострадание к окружающим и несмиренность с заблуждениями общества. В общем, качества необходимые для долгой и ответственной Работы-борьбы. И он фанатически привержен Высоким идеалам и озаряющим его Идеям.
Нужно сразу оговориться, что идея идее – рознь. Ведь и люди находятся не на одинаковом уровне развития, не на одинаковом уровне благоволения Свыше, не на одинаковом уровне осознавания полученного Дара Свыше. Как известно, есть талантливые, есть обыкновенные. Вернее было бы сказать, что талантливы все, но… таланты тоже делятся на три категории: духовные, душевные и телесные. И одно дело иметь талант для создания красивейшей расписной вазы, другое – создать сообщество единоверящих и единонаправленных людей. И если человек умеет хорошо что-то делать, но не делает это – можно сказать, что он не просто закапывает талант в землю, но сопротивляется Богу внутри себя!
К примеру, пророк Мухаммед (570-632 гг.) пришел, чтоб очистить веру христиан и иудеев, и в результате образовалось огромное исламское государство – Халифат. Появилась особенная исламская культура, которая по глубине содержания и охвату территорий не имела себе равных ни до, ни после. Сами же иудеи и христиане, несмотря на то, что чистота их вер давно была замутнена многовековыми напластованиями переписчиков, комментаторов и интерпретаторов всех мастей (начиная с ап. Павла), продолжали под видом миссионерства, злостно переделывать веру в средство подавления и подчинения своих граждан. Достаточно посмотреть знаменитый Кодекс Феодосия (с 1 января 439 года стал действовать на территории всей римской империи), где императорской властью утверждалось, что отныне являлось истинным учением, а что – ересью и как бороться с последней. Вот один из примеров того, как человеческое постепенно вытесняло Божие: «Мы приказываем, чтобы люди, которые следуют этим правилам, приняли имя католических христиан, остальных же присуждаем нести бесславие еретического учения, собрания же их не получат имени церквей. Кроме приговора божественного правосудия, они должны понести строгие наказания, каким заблагорассудит подвергнуть их наша власть, руководимая небесной мудростью» (Кодекс Феодосия, CTh. XVI. 1. 2[23]28 февраля 380)
Или еще: «Повелеваем, чтобы книги, содержащие веру и предмет всех их (инакомыслящих – авт.) преступлений, немедленно были отысканы … и под надзором судьи немедленно преданы огню. Возможно, кто-либо будет обвинен в утайке любой из этих книг под любым предлогом … то он … будет казнен» (4 марта 398 CTh. XVI. 5. 34. 1[31] )
Здесь нельзя не напомнить, что уже Ап. Павел внес существенные «обновления» в учение Иисуса, а после этого миновало еще три сотни лет. Наивно было бы полагать, что то Учение, которое не было принято на заре первого века нашей эры, вдруг было на ура принято через триста лет. Понятно, что оно только потому и было принято, что это было уже совершенно иное учение, прошедшее шлифовку, подтасовку, подстроившееся под нужды сильных мира и утратившее первоначальный импульс, когда люди жертвовали своими жизнями и со дня на день ждали Второго пришествия Христа. Ко времени же появления Мухаммеда, христианство просуществовало еще 200 лет. Можно догадаться, что это уже было… Разумеется, с точки зрения Бога.
Неудивительно, что Мухаммед, простой ничем не примечательный горожанин Мекки, выступивший с проповедью единобожия, столкнулся с очень большими сложностями, пытаясь вернуть первоначальную чистоту «Веры Авраама», как он называл ислам – создаваемую им религию Покорности Богу. Неудивительно, что на него обрушились все существовавшие тогда «законники», в лице иудеев, многобожников, христиан, пытаясь уличить в подлоге, обмане, ереси. Удивительно только то, что этот человек, ведомый Богом, сумел добиться небывалых результатов лишь благодаря своей вере, убежденности в правоте, и, разумеется, благоволению Свыше. Аллах в Коране – даваемых Мухаммеду Свыше откровениях, - неустанно на все лады рассказывал о библейских персонажах: Моисее, Аврааме, Иисусе, причем, часто такие истории, которые не встречались и в самой Библии. Он не считал себя создателем новой веры, он считал себя Обновителем единственной существующей на земле Истинной веры, ответвившейся на многие ветви. Из описанного должно быть достаточно хорошо видно, какого масштаба идея двигала Мухаммедом. Ее последствия, в той или иной мере, по сей день сказываются на доброй половине жителей земли. И если его не обожествили, то только потому, что он сам строго-настрого это запретил.
Теперь рассмотрим другую идею. Другого персонажа. Генерал-губернатор Новороссийского края Воронцов М.С. (1782-1856) однажды захотел создать себе личную резиденцию, которая бы свидетельствовала о его знатности, состоятельности, богатстве. В итоге появилась такая архитектурная жемчужина Крыма, как Алупкинский дворец. Прекрасное творение зодчества, свидетельство талантливости народа, но не боле того.
Давайте теперь, для объективности, сравним два описанных случая реализации идеи, чтоб убедиться, что не все в этом мире зависит только от положения, денег, власти, даже образования.
На строительство дворца, как известно, ушло в общей сложности около 18 лет (1830-1848). При всем том, что строил его человек с практически неограниченными полномочиями, огромными строительными и человеческими ресурсами, в обстановке мирной, в климате замечательном. С точки зрения морально-психологической, этот человек был облечен полнотой законной государственной власти, которому все только помогали и никто не мешал. Были привлечены многие талантливые архитекторы, армия, крепостные. Все, чего такой человек добился – шедевра, которым можно любоваться, но нельзя пользоваться, иначе как музеем.
В случае Мухаммеда все обстояло с точностью до наоборот. Строительство им Исламского государства, установление основ веры, сплочения единого народа (умма – объединение по признаку веры, а не национальности) продолжалось фактически всего 10 лет и в условиях непрерывной войны и вражды, если так можно выразиться, по нескольким фронтам (622-632 гг.). Это тот период, когда он мог не только говорить, но и что-то реально делать, в отличии от первого периода репрессий, когда ему и шагу ступить не давали в родном городе. И все же нужно знать обстановку, в которой происходило утверждение ислама, чтоб по достоинству оценить масштаб осуществленного дела. Мухаммед с горсткой последователей (как правило, простых людей из народа) идейно и физически противостоял всему остальному миру – вся Аравия ополчилась на него, причем в прямом, а не только переносном смысле. Сам Мухаммед был сиротой, знания и жизненный опыт приобрел в буквальном смысле на улице. В сфере интеллекта, духовной закалки, можно сказать, он был самоучкой. Когда пришло время действовать, и народ поверил в него, он удивительно слаженно организовал жизнь города, а затем страны, дал гуманнейшие законы того времени, создал и обучил армию знатоков вероучения (по совместительству – воинов), сам принял участие в двадцати семи походах и битвах, в девяти сражениях лично принимал участие. Общее же число походов его экспедиций доходит до семидесяти за эти 10 лет. И это – лишь малая часть деятельности, на которую он, вдохновленный Аллахом (слово, образованное от общесемитского корня, обозначающего Верховного Бога), вдохновлял других людей. Все это в условиях бытового аскетизма, атмосферы внешней вражды, знойного климата Аравии, чаще всего в пустынных местностях, среди полудиких племен кочующих и оседлых бедуинов.
Откуда такая сила в простом, казалось бы, человеке, задается вопросом каждый, кто хоть немного углубится в историю ислама. Вот здесь и нужно четко осознать (а не просто вычитать из исторических справочников), что Мухаммед осознавал себя Посланником Бога, и не просто верил в это, а имел с Богом живую связь, фактически, был постоянно движим и наставляем Им. Благодаря именно этому он мог строить совершенно новые отношения между людьми, так как за всем этим стояли не просто его личные человеческие представления, но – Сам Владыка жизни и Вселенной, Бог, решивший вмешаться в ход истории. Люди видели Мухаммеда, наблюдали за делами, совершаемыми вокруг него и не могли (одни раньше, другие позже) не признать, что с таким человеком может быть только всепобеждающий Бог. Поэтому мы теперь и знаем, что этому небогатому, невлиятельному, не имеющему никаких сверхъестественных или официальных прав и полномочий человеку, бросившему вызов всему укладу тогдашней жизни, удалось за 10 лет объединить под знаменем своей веры весь Аравийский полуостров. Эхом его дел было то, что в течении последующих пары столетий ислам взрывной волной докатился до Китая и Франции, покоряя не столько страны, сколько сердца. Здесь нет ничего придуманного, все это истинная, вполне материальная правда. Правда о том, что объяснить невозможно, если судить обо всем лишь человеческими представлениями и одной только логикой.
И если мы, цивилизованные западные люди, до сих пор не знаем что такое настоящий ислам, (а не его созданный образ-страшилка), то это не его недостаток, а наш. Слишком уж мы самоуверенны в своей «истинной вере», но на самом деле не знаем и одной десятой истинного развития христианства и ислама поскольку второй был рожден как обновление и продолжение первого а не альтернатива ему. Понимай это Киевский князь Владимир, он бы при выборе веры не смутился тем, что ислам строго запрещает пить, блудодействовать и есть свинину. Однако ему нужна была не вера спасения души и построения справедливого общества, каким предстал ислам, а полумифическая идеология для управления объединяемыми княжествами. Христианство в его уже «принятом», как было показано выше виде, для этой цели подходило гораздо больше. Вот вам вкратце и весь миф о нашей «истинной вере».
И вот теперь впору провести сравнение двух представленных идей. Наглядно видно, что по своему значению, последствиям и результатам они несопоставимы. Несоизмеримое превосходство идеи Мухаммеда более чем очевидно, несмотря на то, что по всем законам видимой действительности М. С. Воронцов имел 100 процентов преимуществ перед аравийским пророком. Возможно, кто-то решит, что это заведомо неравнозначное сравнение: человека живущего по устоявшимся законам и не желающего ничего менять и человека, революционно настроенного на изменение буквально всего. Но речь идет не о разности людей, а о разности и масштабности идей, на которые способен человек. Сделан намек на то, что не каждому Бог дает понять и сделать что-то воистину выдающееся, а если и дает, то явно ограничивает людей в их понимании ТОГО, ЧТО ОНИ БЫ МОГЛИ СДЕЛАТЬ. Ведь, как известно, «По вере вашей – вам да будет!»
И приведен этот пример именно для того, чтоб стал очевиден напрашивающийся вывод: что для Глобального, общемирового, кардинального преобразования чего-либо не обязательно (а может это даже и вредно) должна быть в наличии власть, сила, знатность, политические или финансовые возможности, образование, признание обществом. Скорее всего, коренные изменения происходят исподволь и как раз через тех, кто никак не проявлен в активных эшелонах общества, кто обращен внутренним взором внутрь самого себя, и оттуда, как из недр Жизни и Бытия, слышит руководящий глас Бога. Здесь не имеют значения почти никакие человеческие формы идентификации личности, здесь важны лишь убежденность самой личности в реальности и искренности того, что с ней происходит, знание меры своей ответственности перед Высшей Силой и Призвание помогать людям. Или, говоря иначе, - Милость и благоволение Божии.
Благодаря чрезвычайно возросшей людской самонадеянности, сейчас мало кто искренне верит в то, что Бог как-то проявляет себя в этой жизни. Понятие Бога подменили такими выражениями как научно-технический прогресс, эволюция, психология и др. На самом же деле, Бог – понятие гораздо более емкое, объемное, внушительное. В это понятие входит как то, что окружает человека вокруг него, так и то, что располагается внутри его души. Начать нужно с того, что Он внутри каждого из нас. Наши с вами души – это маленькие составные частички Бога, которые, будучи соединены воедино, и составляют ЕДИНОГО АДАМА – Сына Бога. Бог как бы дополняет одних людей другими, учит одних через других, помогает одним через других и ведет одних через других. Это незыблемый Закон Его Воли. Все во всем и для всего. И здесь не имеет значения, как назвать эту Высшую Руководяющую Силу, важно признавать ее существование в себе и вне себя.
Поэтому тому, кто хочет понять и дождаться Акта Обобщения (называемого в религиях явлением Мессии, Мехди, Аватара) и через это осознать Замысел Бога в совокупности всех его проявлений, - нужно, как минимум осознать всю цепочку закономерностей в развитии человеческого общества. И не только увидеть, но и тонко прочувствовать взаимодействие человека с природой вещей в нем. Человек должен научиться распознавать окружающий мир сквозь призму своего внутреннего опыта, накопленных знаний, но во главу угла ставить, прежде всего, нечто Непознанное внутри себя, то, что заставляет его идти на новые поиски и свершения. И новый рывок вперед возможен лишь на базе подведенных итогов.
Таким образом, чем шире будет Новое обобщение, чем больше в него будет вовлечено исходного материала и всему отведено свое место в рамках общей полезности всего для всех, тем полнее будет понимание Замысла Бога. И тем явственнее будет виден дальнейший Путь развития. Например, если брать в расчет только человека, то и замысел можно понять лишь в отношении человека, а стоит сюда добавить миры ангелов, животных, растительности, и так далее – картина будет становиться все более полной и впечатляющей. Узнавая же больше об окружающем мире, мы лучше можем понять самих себя. Ведь мы живем в непосредственном контакте со всем этим, а не в какой-то космической изолированности.
То же самое можно сказать о религиях. Пока они рассматриваются в отдельности, мы не сможем понять что же Бог хотел через них утвердить, - до тех пор, пока не увидим их в единой системе Божьего плана и его осуществления. Как в каждой из них по отдельности, так и во всех вместе взятых! Как в Глобальных явлениях, так и в самых незаметных. Потому, что все – это мозаичные кусочки ОДНОЙ ОБЩЕЙ КАРТИНЫ.
Заканчивая, хочу повторить, что все мы – дети Божии, и чем быстрее поймем, что нам никому не обойтись друг без друга, тем благоприятнее будет наше Возвращение на Общую Духовную Родину – одну на всех. Но для этого придется всё признать и всему найти его справедливое, Богом выделенное место, учитывая силу и важность явления, его хронологию, значимость и сохранившееся на настоящий день качество. А перспектива – в исчезновении форм и объединении Сути.
14 марта 2006 г.
Комментарии
Нет комментариев