Отрывок из книги Ю. Терапиано «Маздеизм», «О Саошианте»
О Саошианте
Отрывок из книги Ю. Терапиано «Маздеизм»
Древние персы веровали, что время от времени Сын нисходит па землю под видом великих Учителей, а в конце мира явится новое полное воплощение Спасителя - Саошиант, который будет судить живых и мертвых. Наши старинные легенды, которые ваши ученые находят в различных древних писаниях, слишком затемнены аллегориями: Семя, хранимое ангелами в священном озере, и Дева, которая, войдя в воду, зачнет от него Саошианта, изображают в иносказательной форме великие силы.
- Расскажу вам вкратце то, - продолжает старец, - что можно об этом сказать, но сомневаюсь, чтобы это содержало в себе больше, чем только намеки. Фраваши - нерожденный и в то же время Бог вызвал его из небытия, так что начало Небесного Человека временно и вневременно в нашем представлении. Фраваши - образ Божий, совершенное подобие Его, Бог в нем утверждает и созерцает Себя, но в то же время Фраваши - творение. Эту последнюю тайну вполне понимают только освобожденные, в тот момент, когда они вновь воссоединяются с Богом. В Нем они теряют тогда СВОЮ форму, имя и волю, но тем не менее, Пребывая в Боге, остаются личностями. Для человека, достигшего соединения с Богом, по нашей логике, понятие отдельности как будто не должно существовать: раз он сделался всем, раз он пребывает в Боге - о какой отдельной личности он может думать? И все же пребывание в Боге есть предельное выявление личности, говорят святые учителя, в этом тайна уже не нашего, но будущего века.
Одни люди говорят: "Падение некогда было". Другие: "Падение происходит ежеминутно". Третьи: "Вне Времени фраваши отъединяются и вне времени вновь соединяются с Творцом".
Все эти утверждения - слова, беспомощные усилия ума представить себе сверхумное таинство. Лучше всего сказать, что падение есть внутреннее состояние существ, "остановившихся в своем сердце". Спаситель приходит, чтобы разрушить эту мертвую точку, смерть в человеческом сердце. Подобно тому как солце отражается в водопаде, повторяемое миллионами капель воды, явление Сына Божия должно проявиться и размножиться во всем человечестве, - говоря вашим языком, образами, вам понятными.
Спасение состоит в том, что проявлвляющийся в "человеке-форме" Фраваши должен до конца выявить в себе свой Прототип - Сына Божия. Не многие из западных мыслителей могли по-настоящему понять слова: "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине".
В теперешнем состоянии люди не видят всей глубины этого текста. Бог есть все, человек - тоже всё, и в то же время он создан лишь по образу и подобию. Сын - Один, мы все будем с Ним, сделаемся сынами Божиими, и все-таки Сын - Один, - это тайна будущего века. Пророки и основатели религий были сынами Божиими; их имена знает Бог, а сколько их было и будет еще Ему известно. Когда одного мудреца спросили: "Тот ли самый возвратится Зороастр, когда он явится в день общего Суда?" - мудрец ничего не ответил. Он взял чашу, наполненную водой и, вылив ее содержимое на землю, сказал: "Когда-нибудь эта вода станет паром и взойдет на небо. Ответь мне - если с неба в этот день пойдет дождь, эта ли самая вода упадет на землю или другая?" Служение сынов Божиих на земле основано на одном и том же принципе, легенды о сынах Божиих похожи одна на другую не потому, что "мифы совершают странствование", как думают ваши ученые. Мир ополчается на людей света, Ариман вступает с ними в борьбу и в своем ослеплении пытается смертью остановить Победителей смерти. Смерть - предел отдельности, высшая точка самостности, нет ничего более уединяющего, чем смерть, умирающий остается наедине с самим собой в тот миг, когда дыхание его прерывается.
Но в следующий момент, выйдя из тела, он видит чудесный, нематериальный свет. Подобным образом, умирая для этой жизни ради Бога, т.е. вступая на путь духовного подвига, человек сначала бывает очень одинок, а затем находит Небесного Друга.
Когда Сын принимает странника, бывают отворены все небеса и всякие твари ликуют, предчувствуя свое освобождение. Воплощение Сына - великое событие в мире: ангелы и демоны трепещут в эти минуты.
- А тот, кто может понять, - прибавил старец, - из моих слов поймет, почему Сын Один и почему Его воплощение, как свет во тьме, как Солнце на Востоке, раскрывается на земле во времени и в пространстве великой Славой Божией.